Автор Тема: Подготовка и проведение Астро выезда (Астрономической экспедиции)  (Прочитано 21353 раз)

Оффлайн Sky Watcher

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 1925
И против кабана, и лось точно остановит атаку, если влетит в облако (баллон надо имено создающий воздушно-капельный конус перцовки, типичная пена это для остановки человеков
Ни кто не подскажет, а против акул, свистки, где у нас в городе купить можно? А вдруг :o
Во-во...

Оффлайн halx

  • Профессор
  • *****
  • Сообщений: 511
  • Александр
    • DobMod
А в Новосибирске и наблюдать нечего. Засветка и пыль столбом. Тема про экспедиции в реально темные места. И необязательно по России. Но раз вы такие домоседы, разрешаю игнорировать пункт 6 ;)
« Последнее редактирование: Декабря 19, 2013, 14:49:12 от halx »
MY SKY TODAY @+37.89509,-122.30699,+63m:

Zhumell Dob 12", Meade ETX-125, AstroScan 100

Оффлайн OzZy

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 1822
  • Бессмертный
И против кабана, и лось точно остановит атаку, если влетит в облако (баллон надо имено создающий воздушно-капельный конус перцовки, типичная пена это для остановки человеков
Ни кто не подскажет, а против акул, свистки, где у нас в городе купить можно? А вдруг :o
Во-во...
Женька уже боится, что его в лесу акула забодает. :D

Оффлайн passer_by

  • Global Moderator
  • Академик
  • *****
  • Сообщений: 1534
    • Астро-бродяга
А в Новосибирске и наблюдать нечего. Засветка и пыль столбом. Тема про экспедиции в реально темные места. И необязательно по России. Но раз вы такие домоседы, разрешаю игнорировать пункт 6 ;)
Ну почему так категорично  :) выкладывал здесь на форуме, практически граница города NGC7635.
Михаил выкладывает классные снимки метеорных потоков....
Тал 200К, Тал 75R, ED 80, EQ6 Pro, Lamegon 8/100B, QHY8, QHY6.

Оффлайн halx

  • Профессор
  • *****
  • Сообщений: 511
  • Александр
    • DobMod
Нормальная фотка. Но определенно есть куда стремиться (от границы города) ;)

И спасибо за ценную информацию об отсутствии акул в новосибирских лесах (а то вон некоторые уже спец. свистки ищут в панике).

Для скептиков на пустом месте, кто "ниасилил многабукоф", еще раз отмечу: мой опыт, описаный выше, это мой опыт. Я его никому не навязываю (но до некоторых это не доходит, пока в лоб не скажешь, уже сталкивался; вот, говорю в лоб для г-на passer_by). А вот опыт других товарищей по увлечению меня очень интересует. Буду рад использовать интересные находки в своей практике. Давайте будем конструктивными.
MY SKY TODAY @+37.89509,-122.30699,+63m:

Zhumell Dob 12", Meade ETX-125, AstroScan 100

Оффлайн halx

  • Профессор
  • *****
  • Сообщений: 511
  • Александр
    • DobMod
Работа в темноте



Хотя налобный фонарик у меня всегда на месте (на лбу) на наблюдательной площадке я обхожусь без него, т.к., в частности, активно использую ретро-рефлективные и самосветящиеся (фосфоресцирующие) элементы на своем оборудовании. Так их легче находить и идентифицировать в темноте. Еще один "секрет" почему я могу без проблем обходиться без фонарика - у меня нет бумажных карт, всё необходимое в телефоне с экраном под красной пленкой.

На вращающемся основании "табуретки" моего доба приклеены фосфоресцирующие стикеры. Помогают не запинаться за нее и дают лучшее представление об ориентации трубы по сторонам горизонта. К концу ночи они еле светят, но все равно прекрасно заметны. Подобные же стикеры наклеены на разные коробки с астро оборудованием.

На сумках привешены фосфоресцирующие бирки разной формы. Помогают быстро находить нужную в машине и на площадке.

А вот на трубе доба у меня  установлены 2 веревочных кольца для удобства переноски и разворота у зенита. Они имеют ретро-рефлективное вплетение. Даже в слабом свете красного фонарика я вижу эти кольца на трубе с расстояния 20-30м (естественно после темновой адаптации). И могу уверенно вернуться к телескопу (например из туалета, от машины на парковке, от наблюдательной площадки друзей-соседей). В черных зонах, а особенно на крупных стар-пати, это наиболее актуально. Когда отхожу - ставлю трубу вертикально, так эти кольца и расположены повыше, и видны с любого направления.

П.С. На фотке вверху Petzl e-Lite - самый идеальный астрофонарик, что я нашел (перепробовал с десяток разных в свое время). Он настолько легкий и компактный (плоский), что я даже забываю, что он на лбу. Шаровая пятка для наведения на цель (под ноги, когда идешь куда, пред взглядом, когда фотик надо настроить, можно поставить на стол как лампу). Так же есть встроеная пружина для закрепления фонарика на козырьке кепки, пологе палатки и т.п. Удобный переключатель режимов освещения, даже если в варежках переключать. Пары батареек-"монеток" хватает на весь сезон (30-40 ночей). Жесткая пластиковая капсула на поясной ремень для удобного хранения под рукой - в комплекте.



« Последнее редактирование: Декабря 20, 2013, 05:37:07 от halx »
MY SKY TODAY @+37.89509,-122.30699,+63m:

Zhumell Dob 12", Meade ETX-125, AstroScan 100

Оффлайн passer_by

  • Global Moderator
  • Академик
  • *****
  • Сообщений: 1534
    • Астро-бродяга
Но определенно есть куда стремиться (от границы города) ;)
Угу, вот только куда стремится. Если посмотреть подпись под фотографией? ;)
К такой бандуре?

С таким оборудованием:
Exposure: Ha,OIII,SII 380m:480m:480m 19 x 1200s Ha, 24 x 1200s OIII & SII
Scope: RCOS 16" Truss
Camera:  SBIG STL-6303, -15°
Против моего скромного ТАЛ200К с QHY8  :)   (на всякий случай в большем формате: NGC7635 ) Я б не сказа, что уж очень сильно проигрываю. 8)
Тал 200К, Тал 75R, ED 80, EQ6 Pro, Lamegon 8/100B, QHY8, QHY6.

Оффлайн halx

  • Профессор
  • *****
  • Сообщений: 511
  • Александр
    • DobMod
Вопрос не по адресу и вообще офф-топ как в данном топике, так и в данном разделе форума.
А вообще - решать Вам. Я б стремился к такой, если б астрофото меня вдохновляло. Трудности меня не пугают.
MY SKY TODAY @+37.89509,-122.30699,+63m:

Zhumell Dob 12", Meade ETX-125, AstroScan 100

Оффлайн halx

  • Профессор
  • *****
  • Сообщений: 511
  • Александр
    • DobMod
ПРИЕМЫ БОРЬБЫ С УСТАЛОСТЬЮ

Эти простые приемы могут помочь наблюдателю визуальщику максимально эффективно использовать ясную ночь.

Сон в летнюю ночь

Я выезжаю наблюдать только раз в месяц на новолуние. Как правило на 1 или 2 ночи. Поэтому хочется по максимуму использовать каждую ночь от заката до рассвета для наблюдений. Благодаря помощи программ планетариев (сейчас это DSO Planner) эффективность собственно наблюдений доведена практически до максимума. В час удается отсмотреть порядка 30-40 объектов, так что через некоторое время, на небе не остается удобных для наблюдения и интересных мне туманностей. Надо подождать хотя бы час-другой, пока новые DSO не поднимутся повыше на востоке или не выйдут в меридиан на юге. Поэтому я всегда устраиваю перерыв (в р-не часа- двух- ночи), во время которого просто сижу в кресле или в машине (когда холодно), перекусывая и/или попивая горячее какао, или просто закутываюсь в спальник и подремываю под звездным небом. Такой перерыв отлично восстанавливает силы, главное не проспать намеченное время пробуждения. Будильник в телефоне решает проблему. Так же стоит помнить, что минимальное время сна для эффективного отдыха это не менее 45 минут (доказано физиологами).

Физиология

Если перед наблюдениями я долго вел машину, то первым делом по прибытии на место, я разминаюсь неспешным разворачиванием наблюдательной площадки и лагеря. Но потом мне обязательно нужно комфортно посидеть расслабившись хотя бы с пол-часа. И вообще, опытный наблюдатель никогда не суетится на площадке, тело и дух истинного ЛА должны всегда пребывать в радостном покое :) Медитативные техники тоже отлично помогают быстро сбросить адреналиновое напряжение дороги, мешающее наблюдениям (видимость объектов ночью при усталости, возбуждении и повышенном давлении ухудшается из-за шумов нервной и кровеносной систем). Поэтому всегда стоит приехать засветло, или хотя бы на закате. Я называю эту технику гонкой за закатом.

Еще один немаловажный аспект для поддержания мышц тела в хорошем тонусе - гидрация. Старайтесь периодически пить (воду, чай, кофе, какао). Но избегайте алкоголя, он не только клонит в сон, но и ухудшает зрение (темновую адаптацию и аккомодацию). Последнее относится и к курению.

Астро-йога

Во время наблюдений стоит постараться не использовать постоянно одну и ту же позу у телескопа. Я специально разместил Телрад сбоку трубы под окуляром, чтобы наводиться через него можно было в нескольких позах (на корточках, стоя на коленях/колене, левым боком и правым боком). Когда наблюдаю в окуляр стоя - обычно широко расставляю ноги (до полу-шпагата) обеспечивая максимальную вертикальность позвоночника, уменьшая таким образом нагрузку на него, а значит и замедляя уставание.

Стульчик наблюдателя - непереоценимое подспорье для расслабленного и продолжительного наблюдения за объектом (для планет - маст хэв), однако не стоит постоянно на нем сидеть, полезно иногда наблюдать стоя. Разнообразие положений перераспределяет нагрузку на мышцы, давая им время отдохнуть по очереди. Периодически, раз в час или около того, полезно разогнать кровь сделав несколько приседаний, вращений позвоночником и махов руками. Это также помогает если начинаете клевать носом. Я поручаю заботу о перерывах телефону. Каждый час он напоминает мне, что пора бы размяться.

Если нет стульчика, или устали и сидеть, и стоять (у меня лично нередко бывает такое к концу насыщенной ночи), достаточно найти опору для тела через мало используемый при наблюдениях плечевой пояс. Я просто держусь одной рукой за спинку раскладного кресла, придвинутого по-удобней к телескопу, и как-бы растягиваю позвоночник расслабляя поясницу. Этот резерв дает мне не менее часа наблюдательного времени под конец ночи. Некоторым хорошо помогает полежать несколько минут на спине на жесткой поверхности.

Залог плодотворных визуальных наблюдений на выезде - спокойствие духа и расслабленность тела.
« Последнее редактирование: Декабря 23, 2013, 06:54:00 от halx »
MY SKY TODAY @+37.89509,-122.30699,+63m:

Zhumell Dob 12", Meade ETX-125, AstroScan 100

Оффлайн OzZy

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 1822
  • Бессмертный
Про медитацию перед наблюдениями.

Вот у нас сегодня -25. Хотелось бы посмотреть, как вы будете в шезлонге медитировать в такую чудесную погоду. :)
Чтобы сопли не превратились в сосульки, план наблюдений такой: выпрыгиваем из машины, быстро смотрим в телескоп несколько объектов, запрыгиваем обратно в машину греться и так пока не надоест. :)
Такой мороз сон как рукой снимает, никакие медитации не нужны.
Макс Мальцев с Валерой tommi вообще при -40 ездили наблюдать, но это очень сурово.

Оффлайн passer_by

  • Global Moderator
  • Академик
  • *****
  • Сообщений: 1534
    • Астро-бродяга
Вот у нас сегодня -25.
И погодка так и шепчет... Небо ..... просто прелесть  ;) 
Тал 200К, Тал 75R, ED 80, EQ6 Pro, Lamegon 8/100B, QHY8, QHY6.

Оффлайн halx

  • Профессор
  • *****
  • Сообщений: 511
  • Александр
    • DobMod
Серега, я все понимаю. Не забывай, что я занимаюсь активной наблюдательной астрономией уже 35 лет. И 20 из них - в Сибири. С АстроКЮТом мы проводили как летние астро-выезды (до 3-х месяцев непрерывно в полях с телескопами) так и зимние (4-5 дней в снегу выше бровей под пос. Ключи). Не, автомобиль у нас был, да - Уазик "Буханка", доставлявший нас и оборудование на место в несколько ходок и подвозивший съестные припасы периодически. Но погреться в нем нам не давали жестокие садисты - коммунисты. Так что у вас там прям тепличные условия нынче ;)

А "медитировать" часами посменно лежа под метеорными кругами на крыше КЮТа на раскладушке в древнем ватном геологическом спальнике при -25 мне приходилось не раз.

А если в сторону сантименты, слабО в деталях рассказать как вы нынче боретесь с морозами на наблюдениях? Как избегаете неизбежной засветки глаз отогреваясь в машине? Как ее ставите, чтоб не было струения? Как умудряетесь не примерзнуть к окуляру и избегаете обледенения оптики? И вообще, неужели только гениальному Александру Вольфу пришло в голову (и достало трудолюбия) сшить себе костюм наблюдателя с нихромовой проволокой в подкладе? А ведь есть еще "ходячие" спальные мешки. Я бы обязательно залез в такой с солевой грелкой на заднице и проверил его перспективы для ЛА.

Окей, накидаю вам конкретных идей для обсуждения текущих новогодних реалий:

1. Из очевидных соображений, на зимнем выезде при -25 обязательно нужно использовать по-сменную технику. Один на морозе наводится, через N минут сменяется - идет греться в машину, а следующий ЛА выходит смотреть и готовить следующий объект. Т.е. должен быть четкий план наблюдений, передаваемый из рук в руки "сменщиками". Стоит предусмотреть быстрый способ очистки снега с ног при входе в машину (коврик перед дверьми, щётка-смётка, итп).

2. Если скоп с GoTo (или просто с электро приводами и/или электро-грелками) - надо озаботиться прокидкой кабеля питания от машины на площадку. Что нетривиально, т.к. держать в машине дверь приоткрытой для выпуска кабеля - нерационально. Т.е. надо унифицировать раздачу питания и сигналов на площадке, чтобы можно было упростить этот кабель до двухжильного и врезать разъем (розетку) прямо в капот автомобиля снаружи. В частности, стоит организовать беспроводное управление таким телескопом.

3. Нужно продумать спец. одежду. Про "ходячий" спальник и электро-обогрев, я уже упоминал. Про варежки, трансформеры в перчатки без кончиков пальцев - тоже. Видел еще варианты лыжной маски с отводом дыхания по специальным складкам вниз через сеточку, может помочь против типичной проблемы с укутыванием головы - запотеванием (и последующим обледенением) окуляра от дыхания.

4. Уверен, вы недооцениваете перспективы различных грелок (поправьте меня если - не так). Существует огромный ассортимент разнообразных химических грелок на рынке для ног, для рук и для разных частей тела.

5. А вы знаете о такой штуке, как телевизионная астрономия? Это нечто среднее между визуальной и фотографической. На телескопе (желательно с GoTo) устанавливается охранная камера с контроллером длинной выдержки, а в машине устанавливается обычный видеомонитор (телевизор с ЭЛТ). Всего за пару минут выдержки можно получать отличные изображения дипов (в т.ч. в цвете), которыми можно любоваться на экране всей толпой не выходя наружу (после установки скопа, конечно) ни разу!
« Последнее редактирование: Декабря 23, 2013, 02:54:32 от halx »
MY SKY TODAY @+37.89509,-122.30699,+63m:

Zhumell Dob 12", Meade ETX-125, AstroScan 100

Оффлайн Sky Watcher

  • Академик
  • ******
  • Сообщений: 1925
Последний пункт близок к моему способу, но я пару кадров одного объекта посмотрю, чтобы проверить системы (чтобы автогид работал, чтобы случайного разъединения не было в кабелях), а дальше откидываюсь и занимаюсь своими делами. Я фотографирую, потом дома все это обрабатываю.
Питание монтировки идет от 7 амперного аккумулятора, на ночь ведения хватает. Даже на полторы. А USB провод я пропускаю через чуть открытое окно, щель настолько маленькая, что машина внутри почти не остывает. Особенно с включенным обогревателем. Фотооборудование у меня не запотевает если атмосфера совсем не влажная ИМХО.
И да, 2 минуты выдержки делать без автогида это либо фокусное расстояние у аппаратуры должно быть небольшим, либо оочень точно выставлен полюс. А то смаз пойдет.
Ну и да, у меня больше фотографическая астрономия.
« Последнее редактирование: Декабря 23, 2013, 03:54:47 от Sky Watcher »

Оффлайн halx

  • Профессор
  • *****
  • Сообщений: 511
  • Александр
    • DobMod
А вот и видеоролик. :)
Астрономические наблюдения. Колывань. 22.12.13 г.

Предлагаю обсудить выезд в рамках темы (нестрого астрономической) по этому замечательному видео-ролику Сергея (OzZy):

  • Лаптоп мог на холоде потерять емкость батарейки. А не проще было телефоном заснять? Его хоть к прикуривателю можно подцепить, так на всю ночь хватит снимать и не только. Да и крутить его по сцене легчее...
  • В глазах у тебя видно яркое отражение экрана. Как же ты наблюдать дипы умудрялся? М1 (крабовидку) с засвеченными-то глазами пытался найти? И панель приборов поди в машине включена была (бензин увидел)? Я даже махонький красный огонек противоугонной системы машины заклеиваю - слепит.
  • Носки говоришь не греют? А зимняя обувь у тебя - как положено на размер больше летней? Если нет - помогут только грелки в ботинки. Но лучше всего затарить спецом под наблюдения на выездах зимой добротные валенки (большие!). Наблюдать это не на сноуборде гонять.
  • Мне показалось, что ты конкретно упарился (волосы выглядели мокрыми когда снял шапку). Если это так - то это сильно мешает сохранению тепла тела. И признак того, что возможно, в одних местах ты был укутан сильнее, чем в других.
  • Я заметил, что только через полтора часа тебе пришло в голову снять в машине шапку. По хорошему, чтобы быстро согреться, в машине надо максимально раздеваться (расстегиваться/разуваться). Иначе тепло печки будет греть только лицо и кисти рук.
  • С недавних пор (еще не пользовался толком) я вожу в машине фен на 12 вольт. Кроме борьбы с запотеванием оптики телескопа, его можно использоват для быстрого согревания тела (подул в рукава, за пояс, и за воротник, заодно пот высушил - и вперед дальше наблюдать). К тому же он потребляет электричества гораздо меньше автомобильной печки греющей весь салон.
  • Что кроме ног у тебя ощутимо мерзло? Если верх груди, шея, верх спины - черезмерная вентиляция через ворот. Настоящий пуховый оренбургский платок вокруг этих мест под курткой - греет просто феноменально (мне товарищ однажды выдал такой когда я начал конкретно мерзнуть в горах - просто фантастика как тепло сделалось).
  • Съели все припасы? Всё правильно. На морозе приходится подкидывать "дровишки" в топку периодически. Но оптимальнее всего - съесть хороший кусок жирного мяса с гарниром (желательно натурально-карбогидратным - напр. тушеные овощи) непосредственно перед наблюдениями (только не заливать его чаем ранее чем после получаса переваривания). Тогда всякие "вкусняшки" никчему.
  • Какой объем термоса с чаем был? Литр - на человека на ночь (8 часов) - минимум. Сахар? Мёд?

По самому видео:

  • Надо-таки было вставить разбивку на "сеансы связи". Какой-нибудь простой транзишн эффект (типа "слайды") легко решает вопрос. Иначе цепляет глаз.
  • Хотелось бы больше наукоемкости: модель машины и температуру за бортом ты озвучил, а модель телескопа, и дату наблюдений забыл (не, понятно, - в сообщении есть, но и в самом видео надо бы). Кстати, "сеанс" логично начинать с указания текущего времени, а не отметки шкалы бензина в баке ;)

Кстати, что с бензином-то оказалось? Ложная тревога? Мой "форик", например, после перехода топливной стрелки через "ноль" еще километров 50 проезжает, прежде чем сигнал дозаправки загорится (после чего еще километров 10 может, если вырубить все электрическое... :) ).

Как топили? Постоянно на холостом машина стояла, или подтапливали периодически?
« Последнее редактирование: Декабря 24, 2013, 08:37:54 от halx »
MY SKY TODAY @+37.89509,-122.30699,+63m:

Zhumell Dob 12", Meade ETX-125, AstroScan 100

Оффлайн halx

  • Профессор
  • *****
  • Сообщений: 511
  • Александр
    • DobMod
...А USB провод я пропускаю через чуть открытое окно, щель настолько маленькая, что машина внутри почти не остывает. Особенно с включенным обогревателем...
Все равно со щелью не так удобно, конечно, зимой. Хоть и немного, но бензин в буквальном смысле на ветер. Опять же кабель высоко. И дверь открывать надо осторожно.
« Последнее редактирование: Декабря 24, 2013, 09:03:35 от halx »
MY SKY TODAY @+37.89509,-122.30699,+63m:

Zhumell Dob 12", Meade ETX-125, AstroScan 100